АКПП: устройство и принцип работы
Автоматическая трансмиссия избавляет водителя от необходимости ручного переключения передач. Это намного упрощает процесс управления автомобилем: педаль сцепления отсутствует, а вместо традиционного рычага КПП используется переключатель, предназначенный лишь для выбора режима движения.
Существует несколько разновидностей и вариантов исполнения автоматических трансмиссий: вариаторы, роботизированные и пр. Классическая АКПП состоит из следующих основных компонентов:
- гидротрансформатор. Это специальный механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента и его преобразование с использованием рабочей жидкости (трансмиссионного масла);
- планетарный редуктор. Это узел, состоящий из шестерен, сателлитов, муфты сцепления, ленточного тормоза и иных элементов, и обеспечивающий передачу автоматической трансмиссии необходимого числа ступеней;
- гидравлический блок управления. Данный механизм состоит из центробежного регулятора, масляного насоса и каналов, системы клапанов и исполняющих устройств. Он используется для управления планетарным редуктором и имеет фиксированные заводские настройки.
Кроме того, в состав автоматической трансмиссии входят обгонные и фрикционные муфты, соединительные валы, прочие детали и элементы. Для управления работой агрегата предназначен рычаг селектора, который в салоне находится на месте обычного рычага переключения передач и может принимать следующие положения:
- Р – парковка. В данном случае неподвижность автомобиля обеспечивается блокировкой ведущих колес, что предусмотрено конструкцией АКПП. Данный механизм не связан с обычным стояночным тормозом;
- К – задний ход. Данное положение можно включать лишь после полного прекращения движения;
- N – нейтральный режим. Используется при непродолжительных остановках;
- D – движение вперед в обычном режиме, с задействованием всех ступеней автоматической трансмиссии;
- L – так называемый «принудительно-понижающий» режим. Применяется при езде в сложных условиях, для движения малым ходом;
- S – спортивный режим. В данном случае автоматическая трансмиссия переключает передачи при наиболее интенсивном вращении коленвала, максимально приближенных к пику крутящего момента.
В зависимости от варианта исполнения агрегата возможно наличие дополнительных режимов.
Недостатки автоматической трансмиссии – сравнительно низкий КПД, снижение динамики, более высокая стоимость автомобиля и невозможность его буксировки.