Электронные системы безопасности: разновидности, назначение
Многие автомобили оснащены современными электронно-цифровыми и интеллектуальными средствами безопасности. Такие системы помогают водителю в сложных дорожных ситуациях и способны предотвратить ДТП.
Самой известной и распространенной из них является ABS – антиблокировочная система. В соответствии с действующими в Евросоюзе правилами, она должна устанавливаться на все новые автомобили, поэтому присутствует даже в самых простых и бюджетных комплектациях. Главная задача ABS – предотвращение возможной блокировки колес тормозящего транспортного средства. Это необходимо для сохранения его курсовой устойчивости и управляемости. Наличие ABS позволяет обеспечить контроль над автомобилем при торможении (в том числе экстренном) на скользкой дороге.
Система ESP также известна под аббревиатурами ESC, VSC, ATTS и пр. Она предназначена для обеспечения курсовой устойчивости транспортного средства и функционирует совместно с ABS и EBD. При возникновении опасности заноса система ESP менее чем за секунду анализирует и сопоставляет значения следующих параметров: положение руля, давление в тормозных магистралях, угловая скорость, частота вращения колес, поперечное ускорение. После этого она решает, как откорректировать обороты двигателя и какие колеса следует притормозить, чтобы машина не потеряла управление.
Система активной безопасности EBD, известная также под названием EBV, необходима для равномерного распределения тормозных усилий. Она работает совместно с ABS, причем срабатывает еще до реакции антиблокировочной системы, а также страхует ее в случае неисправности. Наличие EBD способствует максимальному сцеплению колес с дорожным покрытием, минимизирует вероятность заноса при экстренном торможении, позволяет сохранить контроль над машиной даже при критических обстоятельствах.
Антипробуксовочная система ASR также функционирует в связке с ABS и предотвращает пробуксовывание колес при резком нажатии педали газа независимо от состояния дорожного полотна. Это препятствует так называемому «агрессивному» стилю езды, при котором машина стартует с визгом шин. Наличие ASR обеспечивает устойчивость и предсказуемость машины не только при резких стартах, но и при движении под гору на скольком покрытии.
Существуют и другие электронные системы безопасности. В их числе – Brake Assistant (безопасное торможение), EDL (блокировка дифференциала), HDC (контроль тяги при спуске с крутых и скользких склонов), ННС (помощь при подъеме), и пр.