Рулевое управление. Рулевая рейка. Типы усилителей
Водитель задает направление движения автомобиля с помощью рулевого управления. Оно относится к числу важнейших компонентов транспортного средства, и должно находиться в технически безупречном состоянии (при наличии неполадок эксплуатация машины запрещена).
Усилие, которое предпринимает водитель при повороте руля, с помощью соответствующего механизма передается на передние колеса. Они принимают заданное направление, что обеспечивает требуемую траекторию автомобиля.
В зависимости от конструкции и варианта исполнения рулевые механизмы бывают червячными, винтовыми и реечными. В любом случае они представляют собой редуктор (механическую передачу), и с эксплуатационной точки зрения различаются по основному параметру – передаточному числу.
Для легковых автомобилей самым распространенным вариантом является механизм реечного типа. В данном случае на валу рулевого колеса устанавливается специальная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым элементом рулевой рейки.
Принцип работы такой системы заключается в следующем. При вращении руля рейка перемещается в соответствующем направлении (вправо или влево). Тем самым приводятся в действие соединенные с ней тяги рулевого привода, в результате чего поворачиваются передние колеса автомобиля.
Механизм реечного типа характеризуется простотой конструкции, хорошим КПД, удобством в обслуживании, а также сравнительно высокой жесткостью. При этом он чувствителен к ударным воздействиям, поступающим со стороны дорожного полотна при наездах на ямы, выбоины, ухабы, бордюры и прочие подобные препятствия, и склонен к вибрациям.
Ввиду ряда конструктивно-технологических особенностей рулевые механизмы реечного типа устанавливаются на автомобили с передним приводом, имеющие независимую подвеску управляемых колес.
Поворот руля требует от водителя определенных усилий. Это особенно заметно при неподвижном транспортном средстве. С целью повышения комфортности и удобства для водителя современные машины оснащаются усилителем рулевого управления.
В большинстве случаев он имеет гидравлическую конструкцию. Суть ее состоит в том, что гидронасос, который начинает работать после запуска двигателя, создает в специальном цилиндре давление (силовой элемент). Оно используется для снижения нагрузки, которую должен приложить водитель для приведения в действие исполнительных механизмов.
Также существуют электроусилители, используемые преимущественно на легковых машинах. Тяжелые автомобили (грузовики и т.п.) часто оснащаются пневматическими усилителями рулевого управления.