Причины сверхбольшого расхода масла

  Аварийные случаи резкого повышения расхода масла – это прогар или разрушение поршня, излом перемычек между кольцами. Это обычно связано с детонацией или с калильным зажиганием, то есть с неправильной работой двигателя. Такое бывает из-за некачественного топлива или неправильной установки зажигания. Расход масла при таких поломках лавинообразно возрастает до катастрофических размеров, например, литр на  100 км, идёт страшный дым из выхлопной трубы. Но двигатель при этом нормально заводится и работает, оставляя хозяина машины в полном недоумении – что же неисправно? А всего-т о промчался на большой скорости на плохом бензине, и у него прогорел поршень, двигатель даже держит холостые, только немного подтраивает. В таком случае расход масла может превысить литр на 100 км, но сразу этого можно в дороге и не заметить.

               

   При серьёзном перегреве двигателя может случиться тепловой прихват поршня к зеркалу цилиндра. При этом появляются задиры на зеркале цилиндра, глубокие вертикальные царапины, по которым с каждым тактом двигателя начинает уходить масло. Ускоренный износ стенок цилиндра вызывают также частицы износа и твёрдые частицы продуктов сгорания, внедрившиеся в стенки и юбку поршня. По образовавшимся вследствие  всего этого царапинам и задирам масло начинает довольно быстро вылетать в выхлопную трубу.

   Компрессионные кольца со временем начинают хуже держать давление, и во время сгорания топлива часть выхлопных газов через картер и систему вентиляции прорывается в воздушный фильтр, неся с собой частицы масла. Маслоотделитель при этом уже не справляется. Если в воздушном  фильтре стоит лужа масла, то это говорит о том, что двигатель срочно требует ремонта.

     

   Маслосъёмные кольца тоже со временем изнашиваются, у них уменьшается упругость, соответственно, они хуже прилегают к стенкам, хуже снимают масло, пропуская на такте впуска часть масла мимо себя. Но компрессионные кольца при этом только лучше держат давление. Замер компрессии может дать просто шокирующий результат: раньше автомобиль ездил нормально, а компрессия была 10, но вдруг повысился расход масла, а компрессия поднялась до 12. Хозяин машины уверен, что мотор в прекрасном состоянии, а масло утекает где-то ещё. А на самом деле компрессионные кольца  лучше уплотняются из-за протекания масла через маслосъёмные кольца. Масло работает уплотнением компрессионных колец, при каждом такте двигателя вылетая в выхлопную трубу. Такое явление – уже  начало лавинообразного процесса необратимого износа двигателя.

   Понятно, что при перечисленных аварийных случаях капитальный ремонт двигателя неизбежен.

   А как быть, если расход масла повышен, но никаких других опасных симптомов не наблюдается? В такой ситуации клиент автосервиса может впасть в лёгкую панику, особенно, если его двигатель после капремонта находится на гарантии сервиса.  Если расход масла удерживается в пределах 1 л на 1000 км. То специалисты некоторых фирм не рекомендуют производить ремонт двигателя а подождать, проследить за динамикой расхода масла и только тогда решать вопрос о дорогостоящем капитальном ремонте. Разумеется, если из выхлопной трубы уже давно идёт синий дым, то тянуть нет смысла – переборка неизбежна.

   Все знают, что двигатель  - сердце машины. Ни один больной не станет уговаривать кардиохирурга сделать ему операцию на сердце попроще и подешевле.  А вот с двигателем  своего автомобиля клиент зачастую становится излишне экономным. Так, например, многие отказываются от замены поршней, желая ограничиться только сменой колец. Действительно, в перечне запчастей на капремонт двигателя комплект поршней – одна из самых дорогих статей расходов. Но, как показывает практика, такая экономия почти всегда приводит к тому, что ремонт производится напрасно. Особенно это заметно на дизелях – там без смены поршней просто нечего делать.  И уж точно, на такой «экономный» ремонт нельзя давать никакой гарантии. В целом, успех «лечения» повышенного расхода масла определяется тщательностью промеров деталей двигателя при дефектовке и полнотой смены деталей, не укладывающихся в допуски и нормативы.  Полноценный, пусть и дорогостоящий, капитальный  ремонт двигателя – единственно верный путь. Полумеры – это только выброшенные деньги.